ОАО «ОК-Лоза»
Производство прецизионных приборных подшипников и совмещенных подшипниковых опор

тел: +7 (496) 551-96-21
т/ф: +7 (496) 551-96-39


История

Лоза. Краткий очерк истории предприятия и рабочего поселка.

История ОАО «ОК-Лоза», небольшого подмосковного предприятия по производству высокоточных приборных шариковых подшипников, началась с подписанного лично И.В. Сталиным «Распоряжения Совета Министров СССР №7006 рс» от 18 мая 1949 года. Решение правительства было продиктовано необходимостью оснащения прецизионными подшипниками гироскопических приборов и систем управления для зарождавшейся в условиях «холодной войны» советской ракетно-космической техники.

Большую роль в становлении и развитии такого важного и необходимого стране производства сыграли известные Главные конструкторы приборов и систем управления ракет и космических аппаратов В.И. Кузнецов и Н.А. Пилюгин, сподвижники С.П. Королёва. Именно эти два человека, в процессе создания отечественного ракетостроения, очень скоро определили, что без организации специального производства особо точных миниатюрных шарикоподшипников, являющихся важнейшей составляющей частью навигационных и управляющих приборов, невозможно обеспечить необходимую точность полёта ракет. Подшипники, изготавливавшиеся тогда на серийных подшипниковых заводах, не обеспечивали нужного качества гироприборов.

О проблеме было доложено правительству, после чего появилось упомянутое распоряжение Сталина, затем — приказ Министра автомобильной промышленности от 26 мая 1949 года, на основании которого Главподшипником было выдано совершенно секретное «Плановое задание на проектирование специальной технологической лаборатории для проведения опытных работ и освоения выпуска особо точных шарикоподшипников».

Головная конструкторско-технологическая организация подшипниковой промышленности ЦКБ Главподшипника (впоследствии — ЦКБ ПП, ЭНИИПП, ВНИПП), расположенная в Москве неподалёку от первенца советской подшипниковой отрасли ГПЗ-1, поручила руководить созданием Специальной технологической лаборатории кадровому подшипниковцу Николаю Михайловичу Федосееву, который был назначен исполняющим обязанности начальника лаборатории.

Николай Михайлович часто бывал в живописных окрестностях Загорска. В отличие от шумной и пыльной Москвы, здесь был чистейший воздух, заповедная тишина — что и требовалось для особого производства.

Здесь, в густом лесу у Шитовой сторожки лесника, увидел Н.М. Федосеев заброшенное полуцерковное, полусветское красивое здание. Это здание чуть более ста лет тому назад, 14 ноября 1902 года, было освящено как храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Этот храм и окружающая местность имеют историческое название «Царь-дар» и трёхвековую богатую историю.

В августе 1949 года, для организации специальной лаборатории, здание «Царь-дар» было передано Опытному заводу ЦКБ Главподшипника, и будущее предприятие стало именоваться «Специальная технологическая лаборатория по выпуску опытных и головных партий особопрецизионных подшипников для специального приборостроения». Энергичными усилиями молодого, компетентного руководителя и прибывших с ним из Москвы специалистов здание было отремонтировано, оснащено оборудованием, и маленький заводик начал работать.

В 1951 году лаборатория, которую тогда называли «Лаборатория Опытного завода» (сокращённо — «ЛОЗа»), была официально введена в эксплуатацию, а в апреле 1952 года выпустила свои первые приборные подшипники. В начале 50-х годов в лаборатории работали не более 40 человек.

В 1956 году в ЛОЗу приехали, после окончания Московского автомеханического института, первые 5 молодых специалистов. В их числе — один из будущих директоров ЗФ ВНИПП А.Г. Баранов.

В 1958 году для увеличения объема выпуска подшипников рядом со старинным зданием вырос новый производственный корпус. К 1959 году ЛОЗа изготавливала уже около 1000 приборных подшипников в год. Обеспечение жестких требований достигалось отбором при контроле 10-20% деталей с требуемой точностью. Специальные гироскопические подшипники разрабатывались ЦКБ Главподшипника и имели соответствующее обозначение — «ЦКБ» и номер разработки. Их было всего несколько типов. ЦКБ1350 — радиально-упорный однорядный подшипник для ротора гироскопа; ЦКБ1321 и ЦКБ1358 — многорядные маломоментные подшипники сложной конструкции для карданного подвеса гироскопа; ЦКБ1373 — миниатюрный подшипник с цапфой вместо внутреннего кольца для маятникового акселерометра. Вскоре появилась первая скоростная совмещённая опора для ротора гироскопа — ЦКБ2330.

В целях расширения экспериментально-исследовательских работ по разработке и изготовлению опытных партий приборных подшипников в 1960 году было принято постановление Правительства о создании Загорского филиала ВНИПП по прецизионным приборным подшипникам на базе Лаборатории Опытного завода. Возникший к тому времени рабочий посёлок (23 двухквартирных коттеджа, 17 финских домиков, несколько частных деревянных домов и два кирпичных особняка) получил красивое имя Лоза. Началось его бурное развитие, военными строителями возводились производственные и лабораторные корпуса, рядом вырастал рабочий поселок с многоквартирными домами, строилась необходимая инфраструктура.

К 1961 году количество выпускаемых на ЗФ ВНИПП подшипников выросло в 8 раз по отношению к 1956 году, превысило 8000 штук в год. Численность работающих возросла с 70 человек до 460. С 1961 года на предприятие ежегодно стали поступать десятки молодых инженеров из различных институтов Советского Союза. Приезжали, по договорённости с администрацией, опытные специалисты различных отраслей промышленности с семьями, которые получали квартиры в растущем вокруг предприятия посёлке. В то время ежегодно строился и заселялся один большой, четырёх- или пятиэтажный дом.

В первые годы становления и развития производства его опекали и оказывали техническую помощь работники возглавляемого В.И. Кузнецовым московского НИИ прикладной механики Н.А. Грубников, Е.С. Михайлов, М.С. Фусман, А.Я. Артемьев и другие специалисты. Они буквально жили в Лозе, передавая свои знания и опыт отечественного гироскопического производства молодым подшипниковцам. Первые стенды для испытаний подшипников — это гироскопы, переданные из НИИПМ. При содействии В.И. Кузнецова и других «шефов» из оборонных предприятий страны закупалось дорогое импортное оборудование, измерительные приборы, строились современные производственные помещения. Зачастую оригинальные конструкции гироскопических подшипников создавались совместно с заказчиками, как часть гироскопического узла. Иногда это были просто копии импортных или трофейных образцов, полученных из «горячих точек».

Трудовой коллектив предприятия успешно справился с поставленными задачами. В целях дальнейшего расширения и специализации исследовательских работ по приборным подшипникам и производства подшипников, в составе Загорского филиала ВНИПП в 1965 году был создан Опытный завод. Загорский филиал ВНИПП стал основным подразделением ВНИППа, выполняющим научно-исследовательскую работу по приборным подшипникам во всей отрасли, с внедрением разработок на серийных заводах. Опытный завод стал основным поставщиком всех новых типов приборных подшипников, производителем мелких серий специальных подшипников, отрабатывал конструкции и технологию производства подшипников для передачи их на серийные ГПЗ. Загорский филиал ВНИПП получил право на самостоятельные разработки подшипников по техническим заданиям заказчиков, что до этого было исключительным правом ВНИПП. Все наиболее ответственные изделия приборостроения обеспечивались подшипниками, изготовленными в Лозе. Продукция предприятия поступала почти в сорок городов Советского Союза. Было освоено более 300 типов подшипников, из них почти половина — нестандартные конструкции. В 1965 году численность работающих на ЗФ ВНИПП составляла уже 1740 человек, количество выпускаемых подшипников достигло 38000 штук в год. Значительно увеличилась номенклатура выпускаемых подшипников, особенно специальных многоколечных подшипников и совмещённых опор. Для сборки, контроля и испытаний подшипников в 1965 году был введен в строй специальный инженерный корпус с изолированными от атмосферных воздействий помещениями, где специальная служба постоянно контролировала степень запыленности, климатические параметры и чистоту на рабочих местах, проверяла персонал на соблюдение производственной гигиены. Сборщицы подшипников работали в соответствующей спецодежде, регулярно мыли руки и проверяли ладони на потовыделение, чтобы избежать коррозии на деталях.

Изготовленные в Лозе подшипники стояли в первых межконтинентальных баллистических ракетах, в спутниках и космических кораблях, в орбитальных станциях и в другой специальной технике. Удивительные миниатюрные подшипники Лозы в составе приборов управления и исполнительных механизмов автоматических межпланетных станций и аппаратов побывали на Луне, работали на поверхностях Марса и Венеры. С 1966 года специалисты ЗФ ВНИПП осуществляли такие разработки уже в новом четырехэтажном здании с современным научным оборудованием.

Известный американский учёный-гироскопист Чарльз Дрейпер, занимавшийся теми же проблемами, что и В.И. Кузнецов, как-то назвал миниатюрный гироскопический подшипник «сгустком инженерии». И действительно, внешне очень простое устройство — два кольца, шарики и сепаратор — при глубоком изучении оказывается подлинным чудом техники.

Высокооборотные малогабаритные (в основном, 10-20 мм по наружному диаметру) подшипниковые опоры гиромоторов, являющихся сердцем любого навигационного инерциального гироскопа, а также систем наведения и стабилизации ракет, должны обеспечивать вращение динамических роторных систем несколько тысяч часов, с многократными запусками и остановками, в условиях частоты вращения 24-60 тысяч оборотов в минуту, высоких контактных напряжений, динамических нагрузок, высоких температур, при одноразовой, на весь срок эксплуатации, закладке смазки. При этом требуется высочайшая точность вращения, жесткость и равножесткость в осевом и радиальном направлениях, минимальный износ рабочих поверхностей, минимальный момент трения из-за ограниченной мощности привода, минимальный уровень акустического шума и вибраций, и самое главное — высокая надёжность и безотказность в работе. Можно представить, чем чреваты неполадки и отказы в системах управления ракетно-космической техники…

Не менее жесткие и сложные требования выставлялись потребителями к специальным маломоментным шарикоподшипникам, применяемым в кардановых подвесах различных гироскопических приборов, которые должны обеспечить отслеживание малейших отклонений от заданного положения движущихся объектов и выдачу команд на органы управления.

В 1967 году ЗФ ВНИПП было присвоено почетное звание «Предприятие высокой культуры и организации производства» с вручением диплома.

В начале 70-х годов вступил в строй крупный производственный корпус №2 с рабочей площадью 8000 кв. метров, оснащенный по последнему слову техники того времени. Завод приступил к выпуску сверхпрецизионных подшипников, имеющих отклонения по основным геометрическим параметрам в пределах 0,5 мкм. В лучшие времена завод осваивал ежеквартально 15-20 типов новых подшипников. В 1982 году был торжественно отмечен знаменательный рубеж — собран 2000000-й подшипник.

Исследованиями научных сотрудников и специалистов были развиты теория и инженерные методы расчёта подшипников, созданы и освоены в производстве новые подшипниковые материалы, сверхчистые, коррозионностойкие стали и немагнитные сплавы, синтетические материалы для сепараторов, разработаны технологические процессы точной обработки рабочих поверхностей деталей, создано технологическое оборудование, контрольно-измерительные приборы, оснастка и инструмент, лабораторные и цеховые приборы и установки для исследований и испытаний готовой продукции, в том числе на длительный ресурс работы. За три десятилетия, с 1960 года, несколько сотен оригинальных технических решений были защищены авторскими свидетельствами на изобретения, опубликованы сотни работ в научной периодической печати.

С участием специалистов Лозы созданы и доведены до высоких кондиций специальные масла и пластичные смазки. Для работы в экстремальных условиях — космический вакуум, высокие и низкие температуры, агрессивные среды — созданы специальные материалы и твёрдые смазывающие покрытия, позволяющие подшипнику работать без традиционной смазки. Применяются специально разработанные химической промышленностью пористые полимерные материалы для сепараторов, пропитываемые в вакууме особо чистыми маслами.

По большинству рабочих параметров (точность, момент трения, шум, вибрация) приборные шарикоподшипники Опытного завода Загорского филиала ВНИПП достигли уровня самых передовых инофирм аналогичного профиля. При оценке качества подшипников применяется современная анализирующая аппаратура отечественного и зарубежного производства, например, приборы английской фирмы «Тэйлор-Хобсон» для контроля геометрии дорожек качения, аппаратура контроля вибрации фирмы «Брюль и Кьер» и фирмы «ФАГ». Используются высокоточные регистрирующие приборы собственной разработки для измерения момента трения и вибрации подшипников.

В период перестройки, в условиях конверсии оборонного производства, заказы на приборные подшипники резко сократились. Как и во всей стране, «оборонка» перестала быть приоритетным потребителем. Производственные обороты предприятие стали снижаться, трудовой коллектив, насчитывавший в лучшие времена более 2000 человек, сократился более чем в десять раз. Несколько лет производственные здания не отапливались, часть из них полностью вышли из строя. Оставшиеся на заводе работники долгое время не получали заработной платы. Не помогла программа конверсии — освоенное производство подшипников для видеотехники, подшипников для накопителей информации, специальных опор для текстильных машин, так как потенциальные потребители также прекратили производство.

В середине девяностых годов на производственных мощностях было создано новое предприятие — ОАО «ОК-Лоза» (ОК — опоры качения, но это и международный термин «все хорошо», что также стало одним из критериев отбора этого названия). В то же время был заключён контракт на поставку для чешской фирмы «ЧЗ Страконице» деталей для узла ротора автомобильного турбокомпрессора, для чего было организовано предприятие «Турбо-Лоза». В труднейших условиях, зимой без отопления, был освоен серийный выпуск деталей, что стало первым шагом к стабилизации ситуации. Используя опыт и технологию подшипникового производства, стало возможно осуществлять экспортные поставки прецизионных деталей. Следующим шагом в этом направлении стало производство комплектующих для банковских машин, выпускаемых по лицензии английской фирмы «Де Ла Рю».

Поставки на экспорт позволили пережить обвал цен 1998 года и постепенно начать восстановление производства подшипников. Ставка была сделана на подшипники для турбинных стоматологических наконечников с частотой вращения более 350 тысяч оборотов в минуту. Используя прежние наработки, удалось обеспечить требуемое качество подшипников в конкуренции с ведущими подшипниковыми производствами мира.

Следующим проектом стало освоение на закупленном под программу производства подшипниковых опор для текстильной промышленности немецком оборудовании выпуска подшипников для водяного насоса автомобилей. Объём производства этих подшипников достиг 10 тысяч штук в месяц. В то же время вновь появился спрос на подшипники для текстильной промышленности, их производство также начало расти. Идет отработка конструкции и испытания высокоскоростной опоры для пневмопрядильного ротора.

Новое энергичное и предприимчивое руководство ОАО «ОК-Лоза», начиная с 2000 года, стремится возродить былую славу и возможности предприятия. Опираясь на знания и опыт ветеранов производства, администрация предприятия успешно решает трудную задачу возрождения Лозы. Был сделан нестандартный в современных условиях шаг — из Москвы перебазировано производство обанкротившегося 21 ГПЗ, производство свободных шариков. Было вывезено и размещено на освобождённых площадях около 6000 тонн оборудования. Станки были восстановлены и запущены в работу. В настоящее время на этом оборудовании производятся как стандартные шарики в диапазоне размеров до 60 мм диаметром, так и новая непрофильная продукция — экологически чистая стальная дробь, пульки для пневматического оружия, латунные шарики для комплектации автомобильных устройств и другая продукция.

Но и производство ранее основной для завода продукции — приборных шарикоподшипников — не прекращено, а увеличивается в объёмах. Выполняются заказы на ранее разработанные подшипники, в том числе на совмещённые опоры, многоколечные маломоментные подшипники, на подшипники со специальными покрытиями поверхностей, отрабатывается конструкция подшипников и технология производства.

25 марта 2002 года предприятие посетил заместитель Председателя Государственной Думы РФ В.В. Жириновский, который с интересом осмотрел возрождающееся предприятие и встретился с жителями посёлка.

В 2004 году по итогам конкурса промышленных и научных организаций Подмосковья ОАО «ОК-Лоза» стала лауреатом года. 12 июля в торжественной обстановке на собрании представителей цехов и отделов предприятия заведующий отделом Министерства промышленности и науки Правительства Московской области П.А. Ермилов вручил генеральному директору В.Е. Кулешову главный приз – статуэтку «Золотой Феникс» и диплом «Лауреат года – 2003» в номинации «Лучшие пять товаров». Один из «Золотых Фениксов» присужден ОАО «ОК-Лоза» за специальную шарикоподшипниковую опору 4-106064ЕУ для высокоточных гироскопических систем. И уже, снова, в июне 2006 года сверхточные подшипники ОАО «ОК-Лоза» – во второй раз вошли в пятерку лучших товаров Подмосковья. По итогам 2005 года на конкурс выдвинулись более четырехсот предприятий. Только в одной номинации «Пять лучших товаров» претендентов на Феникс было свыше трех десятков. В итоге в пятерку вошел завод «ОК-Лоза». Приз «Золотой Феникс» был присужден за разработку и производство стоматологических подшипников для турбинных наконечников. По словам специалистов, раньше бормашина вращала бор со скоростью 40 тысяч оборотов в минуту, а с помощью новых подшипников скорость увеличена почти в десять раз.

За последние несколько лет число работающих на предприятии увеличилось более чем в два раза, сейчас работает около 350 человек. Предприятие успешно экспонирует свою продукцию на отечественных и международных выставках и расширяет круг потребителей в стране и за рубежом. Сейчас уже можно говорить о том, что знаменитый подшипниковый завод в Лозе возродился и продолжает набирать обороты в своем развитии.